Сбербанк заявил о замене большинства банковских юристов на роботов.

Генеральный директор ЮК Деловой дом Алексей Кузнецов замечает: «Инициатива Сбербанка по замене сотрудников на роботов представляется прогрессивной и направленной на экономию средств, что обоснованно в современной экономической ситуации. Конечно, много технических юристов потеряет работу в связи с этим, но ничего не поделаешь — мир меняется, и надо успевать переориентироваться в деятельности».

Право в руках роботов

  • 07.03.2017 14:17
  • 138 Прочтений

Источник: Журнал БОСС
Дата публикации: 4 марта 2017 года
Ссылка на оригинал: www.bossmag.ru


Сбербанк заявил о замене большинства банковских юристов на роботов.

Генеральный директор ЮК «Деловой дом» Алексей Кузнецов замечает: «Инициатива Сбербанка по замене сотрудников на роботов представляется прогрессивной и направленной на экономию средств, что обоснованно в современной экономической ситуации. Конечно, много технических юристов потеряет работу в связи с этим, но ничего не поделаешь — мир меняется, и надо успевать переориентироваться в деятельности».

В банковской сфере, уверен он, найдется немало технической работы, которую вполне способны выполнять специальные программы или роботы. Условия кредитного договора, например, крайне сложно заменить, а если так, то имеют значение лишь данные заемщика и его пожелания по условиям. При оказании такой услуги вполне можно обойтись без юриста, считает Кузнецов. Аналогично могут заключаться договоры залога, поручительства и прочие документы, тесно связанные с выдачей кредита.

Николай Пацков, генеральный директор компании «Конструктор документов FreshDoc.ru», уточняет, что бизнес стремится к сокращению издержек. Сбербанк в очередной раз продемонстрировал такой подход, заявив о внедрении «юридических роботов».

«Хотя то, что топ-менеджеру хорошо, простому юристу — путь на биржу труда. Или нет? Давайте разбираться».

Многие слышали, что тайваньская компания-гигант Foxconn сократила 60 тыс. работников, задействованных в производстве электроники. Их заменят работающие на конвейере роботы. Ситуация со Сбербанком в корне иная, убежден эксперт.

Во-первых, каким бы интеллектуальным ни был робот, он не автономен. Его нужно обслуживать (это работа программистов) и обучать (в случае Сбербанка обучением должны заниматься именно профессиональные и компетентные юристы). А учитывая частые изменения нашего законодательства и нестабильность судебной практики, на «периодическое переобучение» таких машин потребуется много трудочасов и сотрудников, разбирающихся в процессуальных нюансах и исковых заявлениях в отношении споров с частными лицами. В отличие от тайваньской ситуации очевидно, что речь идет не о конвейере. Тут необходим интеллектуальный подход.

Юристы, которые хорошо знают нюансы претензионно-исковой работы банка, станут лучшими кандидатами для взаимодействия с роботами, подчеркивает Пацков. Поэтому определенной части юристов Сбербанка совершенно нечего бояться.

Во-вторых, представители банка говорят о перепрофилировании, а не сокращении юристов. Это СМИ вынесли в заголовки шокирующую новость — «Уволят 3000 юристов». Кроме исковой работы у фактически главного банка страны есть множество направлений деятельности, которые еще не автоматизированы.

Сотрудники, способные развиваться, обучаться и находить себя в новых сферах деятельности, явно не лишатся работы. Профессионалы, имеющие гибкий ум и стремящиеся к совершенствованию своих навыков, останутся в профессии, перекладыватели бумажек, которые выполняют рутинные функции, — нет.

«Такую ситуацию мы уже наблюдали при повсеместном внедрении 1С, — напоминает эксперт. — Говорили, что скоро бухгалтеров вытеснят роботы, а вышло совсем иначе. 1С стала незаменимым инструментом в работе профессионального бухгалтера. Или у юристов, к примеру, обязательные навыки работы со справочноправовыми системами даже не обсуждаются. Грамотный уровень пользования СПС “КонсультантПлюс”, “Гарант” или “Система Юрист” просто должен быть. Иначе правоведу не найдется места ни в одной компании на позиции внутреннего юриста».

В-третьих, в России есть немало компаний, которых автоматизация пока не коснулась. Юристы, покинувшие Сбербанк, явно не останутся без предложений о работе.

Однако важно понимать, убежден Пацков, что применение умных роботов — это тенденция, которая будет нарастать, поэтому стоит подготовиться к успешному взаимодействию с новыми технологиями. Тем более что малому бизнесу, очевидно, ясно, что работу по созданию документов можно поручать конструктору документов. «В наше время без этого никуда», — резюмирует он.

Генеральный директор Alfa Robotics Владимир Венеров замечает: «Я как владелец компании, занимающейся производством рекламных роботов, оцениваю такую инициативу Сбербанка положительно, так как роботы способны снизить количество потенциальных ошибок, связанных с человеческим фактором. Думаю, что в недалеком будущем роботы будут заменять людей не только в Сбербанке. Хотя это не значит, что роботы полностью вытеснят людей, просто на них “возложат” рутинную и монотонную работу».

Наталья Сторожева, преподаватель Русской школы управления, эксперт в области подбора персонала, уточняет: «Безусловно, одновременное увольнение такого большого количества людей — это стресс и для самих сотрудников, и для общества в целом. Вполне может возникнуть чувство несправедливости и безвыходности. Однако роботы и новые технологии не только отнимают работу, они ее и создают. В ближайшие несколько лет будут очень востребованы программисты, инженеры, математики, технологи. Также возможно появление новых профессий на стыке различных областей знаний: медицины и робототехники, сельского хозяйства и генной инженерии».

Право в руках роботов

Назад к списку публикаций