Депутаты Европарламента в ближайшее время намерены утвердить Правила взаимодействия человека и роботов.

Документ, регламентирующий обязанности разработчиков и операторов роботов, еврочиновники должны рассмотреть в начале февраля.

Переход на электронные личности

  • 31.01.2017 09:50
  • 63 Прочтений

Источник: Гудок
Дата публикации: 27 января 2017 года
Ссылка на оригинал: www.gudok.ru


Роботам предлагают присвоить особый социальный статус, наделить правами и обязанностями

Депутаты Европарламента в ближайшее время намерены утвердить Правила взаимодействия человека и роботов.
Документ, регламентирующий обязанности разработчиков и операторов роботов, еврочиновники должны рассмотреть в начале февраля. 
«Робототехника всё больше влияет на нашу повседневную жизнь. Чтобы отвечать на запросы действительности и быть уверенными в том, что роботы останутся на службе у человека, мы должны создать в Европе прочную правовую основу», – заявляет инициатор проекта депутат Европарламента от Люксембурга Мади Дельво. 

Правила будут распространяться на роботов, наделённых искусственным интеллектом, то есть действующих не на основе заданных человеком алгоритмов, а способных принимать осознанные решения в зависимости от ситуации. Парламентарии предлагают прописать, в частности, требование оснастить таких роботов кнопкой отключения питания, по сути сознания. Это, по замыслу, избавит потребителей от страха получить психологические и физические травмы.

Чтобы отделить роботов с искусственным интеллектом от прочих гаджетов, предлагается вывести их из категории вещей и придать им статус «электронной личности». В Европарламенте считают, что у умных машин должна быть социальная страховка. Обязанность оплачивать такой полис ляжет на владельцев роботов. За счёт страховки можно будет покрыть ущерб, который теоретически может нанести робот. 

Депутаты также считают, что установление этических и правовых норм для интеллектуальной машины отрегулирует её поведение и не позволит действовать во вред человеку. 

Впрочем, эксперты считают, что до полной осознанности поведения роботам ещё далеко. «С одной стороны, элементы искусственного интеллекта уже присутствуют и в бытовых приборах, и во всевозможных системах автоматизации бизнеса. С другой – то, что называют сейчас искусственным интеллектом, по сути ничего общего с интеллектом в человеческом понимании не имеет, – говорит Алексей Любимов, председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies, объединяющего разработчиков технологий, продуктов и сервисов для интеллектуальной обработки больших массивов данных. – Никто пока не знает, способны ли мы создать компьютер умнее человека. Мы уже понимаем, что машина очевидно может работать с такими массивами информации, освоить которые человеку не под силу. Но мы не знаем, в чём будет заключаться «ум» машины, насколько он будет похож на разум биологического существа и можно ли будет компьютеру привить этические нормы». 

Сегодня люди активно используют поисковых роботов, электронных консультантов, роботов-промоутеров, пользуются услугами всевозможных автопилотов. «Эти системы не требуют оформления юридического статуса, а рассматриваются как «механические» элементы сложных конструкций. Робот не может нести личную ответственность за совершённое им правонарушение, по крайней мере пока. И не сможет в ближайшее время», – уверен Алексей Любимов. 

Однако он не отрицает, что рано или поздно отношения человека и систем искусственного интеллекта придётся оформить юридически, что потребует пересмотра большей части российского законодательства. 

Разработка автономных роботов связана с желанием человека создать для себя универсального и неприхотливого помощника, считает технический директор компании-разработчика робототехники Alfa Robotics Александр Амбарцумов. Но до повсеместного внедрения высокоинтеллектуальных роботов-домработниц или роботов-нянь ещё далеко. Что касается промышленных роботов, то об их автономности речи тоже пока не идёт. 
«Когда мы слышим о законодательных инициативах регулирования роботов, это касается образцов, которые используют в повседневном быту, и взаимодействия человека с ними, – поясняет заместитель председателя комиссии РСПП по машиностроению Владимир Сметана. – Промышленные роботы-манипуляторы все задачи выполняют строго в рамках программного обеспечения под контролем инженера». 

Сегодня на первый план выходит не этический вопрос развития робототехники, а его социально-экономический аспект, ведь промышленные роботы сегодня активно занимают рабочие места на производствах и даже «присматриваются» к профессиям творческим. 

На днях в СМИ появилась информация о том, что в Китае робот-журналист написал новостную заметку, потратив на сбор, анализ и обработку информации по теме всего одну секунду. Робот-юрист, нанятый Сбербанком, в 2017 году позволит высвободить 3 тыс. рабочих мест по юридической специальности. На недавнем экономическом форуме в Давосе было заявлено, что к 2020 году искусственный интеллект отберёт у людей 5,1 млн рабочих мест. 
«Людей заменяют вендинговые автоматы или банкоматы, многие специальности могут остаться в прошлом веке, как, например, произошло в промышленности. Сегодня токарей и фрезеровщиков заменяют инженеры-технологи по работе на оборудовании с ЧПУ (числовое программное управление)», – говорит Владимир Сметана. 

В транспортной сфере роботоавтоматизация идёт полным ходом. По мнению генсекретаря Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ) Геннадия Косолапова, решение по внедрению киберфизических систем сопряжено с серьёзными социальными последствиями: людям придётся с ними конкурировать. 
«На транспорте роботизация и автоматизация процессов, по разным оценкам, может привести к потере 40% рабочих мест, причём эти места не будут восполняться, – поясняет он. – На железнодорожном транспорте подобные технологии заменяют человеческий труд. Это касается в первую очередь машинистов. Поезда дальнего следования без машинистов уже опробованы в Германии. В Австралии компания Rio Tinto в скором времени запустит свою систему Autohaul без машиниста. Роботы вытесняют персонал по обслуживанию клиентов и персонал систем управления, потому что многие процессы в этих системах легко алгоритмизируются». 

Российским железным дорогам тема тоже близка. «Старший вице-президент Валентин Гапанович не раз говорил о том, что не за горами управление поездами в удалённом доступе», – добавляет Геннадий Косолапов. 

Технический прогресс невозможно повернуть вспять, а значит, необходимы меры по предотвращению массовой безработицы. 
«Многие рабочие места будут потеряны безвозвратно, и переквалификацией эту проблему не решить. Социально-политические изменения, связанные с технологическими достижениями, надо учитывать при принятии решений. И если людей сокращают, то необходим план действий по их материальной поддержке, выплате пособий или дальнейшему трудоустройству», – считает генеральный секретарь МКПЖ. 

Сами по себе технологии нейтральны, но то, к чему они могут привести, должны предусмотреть люди.
Переход на электронные личности

Назад к списку публикаций