Alfa Robotics — это подразделение компании "АльфаЛЭД", которое занимается коммерческой робототехникой. На выставке Robotics Expo​ в 2015 году был представлен робот по имени KIKI.

На вопрос отвечает робот

  • 28.02.2017 22:33
  • 170 Прочтений

Источник: Retailer.ru
Дата публикации: 14 февраля 2017 года
Ссылка на оригинал: www.retailer.ru


Alfa Robotics — это подразделение компании "АльфаЛЭД", которое занимается коммерческой робототехникой. На выставке Robotics Expo​ в 2015 году был представлен робот по имени KIKI. Создатели называют его роботом-промоутером и внедряют в ретейл. Мы поговорили с генеральным директором Alfa Robotics Владимиром Венеровым о робототехнике в современной сетевой торговле.

- Kiki был не первым робот, который у вас появился?

- Первой была модель AR-D, но это был не совсем наш робот. Скажем так, это был некий аналог корейского робота, из которого мы сделали прототип. Решили попробовать себя в производстве. Это сервисный робот, который существенно отличался от Kiki. Фактически AR-Dтоже может двигаться, но никакого невербального общения, эмоций у неё нет. Такая железная леди с большим монитором, которая может разговаривать. Это были первые попытки распознавать речь.

- Получается, что Kiki - это улучшенная версия предыдущего робота?

- Это не улучшенный вариант. AR-D вовлек нас в эту тему, мы поняли: данная модель не совсем то, что нужно рынку, что нужно людям для полноценного общения. Так родилась концепция робота Kiki - не какая-то калька с другого робота, а наша самостоятельная разработка. В основу этой концепции было положено больше человекоподобия, чтобы собеседник ощущал больше человечности. Мы изначально предполагали, что он должен двигаться, у него должно быть подвижным тело. Люди же никогда не стоят неподвижно при общении, они всегда дополняют общение жестами, какой-то невербаликой. Это и было положено в основу.

- То есть она жестикулирует при общении?

- Да, она приветствует, что-то показывает. Многим нравится, когда она делает "обнимашки", то есть пытается приобнять. Это позволило наделить робота "лицом", то есть индивидуальностью. Kiki получилась запоминающейся, со своим шармом. Мы достигли цели, которую поставили перед началом разработки.

- Kiki развивается?

- Да, у нас запланированы модернизации, одна из которых уже прошла. Она больше касалась софтовых частей. Дальше предполагается автоматизация, связанная с механикой. Жесты Kiki станут более естественными, она будет более свободна в поясничной части. Ну и главное — это улучшение интеллектуальной составляющей. Она будет лучше распознавать речь, лучше отвечать на вопросы, короче будет ожидание ответа. Говоря простым языком - она будет умней.

- Если говорить о составляющих частях робота, то это моторика, распознавание речи и компьютерное зрение?

- Да, всё это элементы искусственного интеллекта. Сюда входит ещё и синтез речи, потому что Kiki отвечает не семплами — типовыми заготовками, а генерирует полноценную беседу. И распознавание лиц. В дальнейшем она будет распознавать движения и жесты. Мы учим её ориентации в пространстве. Сейчас она перемещается в основном при помощи оператора, но в недалеком будущем она будет перемещаться к тому или иному объекту самостоятельно.

- Какие у нее функции с точки зрения магазина?

- Самая первая функция — это консультант и промоутер, она может хорошо рассказать о том или ином продукте, сориентировать по поиску и ответить на вопрос. Она может выполнять рекламные функции.

Думаю, в скором времени эти функции будут востребованы ретейлом для повышения качества обслуживания. А самое главное — для повышения посещаемости магазина. Мало какой магазин может похвастаться наличием в штате настоящего робота. Факт, что количество роботов увеличивает количество посетителей. Сейчас у нас роботов в основном и берут для этих целей — привлечение внимания на каких-то выставках или акциях.

Робот однозначно привлекает детей. Часто именно они являются инициаторами похода в магазин, влияют на то, куда заходит семья. Дети очень активно реагируют на робота, и это дополнительный источник увеличения проходимости. Ряд торговых центров активно проявляют интерес к этому роботу, а следующий шаг — уже розничные сети будут его использовать.

- А функции кассира Kiki может выполнять?

- Роботизированная касса - это другой наш продукт. На ней можно взвешивать товары, упаковывать и оплачивать их. С помощью компьютерного зрения касса видит, что именно вы взвешиваете и сканируете. Это защищает от попыток мошенничества.

Касса достаточно компактная, она нацелена в первую очередь на формат мини-маркета. В этой кассе тоже есть интерактивное общение. Покупатель видит перед собой анимированное лицо виртуального кассира, с которым можно разговаривать. А сама касса распознает лицо клиента и предлагает какие-то индивидуальные программы - в зависимости от того, как маркетолог будет использовать этот инструмент. Одна сеть уже внедряет наш продукт и, может быть, скоро будет известна кассами, которые узнают покупателей.

- Подразумевается ли индивидуализация внешнего вида Kiki или робота-кассы?

- Предусмотрена смена прически Kiki. Сейчас есть базовый вариант — это прическа каре, но наши дизайнеры разрабатывают новые модели. Цветовая гамма тоже может быть разной, кроме основных тонов мы готовы рассматривать индивидуальные сочетания. Единственное, мы рекомендуем не делать слишком ядовитые и неестественные цвета, чтобы не отталкивать человека.

Возможно брендирование того или иного элемента корпуса. Можем вообще изменять дизайн корпуса по запросу, если речь идет о каком-то серьезном количестве. Производство роботов расположено в Москве, все металлические, пластиковые детали мы создаем сами, сами же собираем готового робота. Ряд комплектующих — такие как платы, процессоры - заказываем. Программное обеспечение — это тоже разработка наших программистов.

- А может ли существовать магазин совсем без продавцов?


- Могу однозначно сказать, что существующие технологии позволяют создавать магазины без продавцов. Остается открытым вопрос об эффективности контроля за поведением покупателя и защиты от вандализма. Но если его опустить, то магазин без продавцов вполне реален. И уже реализован. Amazon — это флагман внедрения робототехники в ретейл, у них уже есть супермаркет Amazon Go, который находится на полном самообслуживании. Но в одночасье мы не проснемся в мире с магазинами, где одни роботы. Процесс внедрения роботов происходит постепенно, мы не всегда обращаем на это внимание. Автоответчики в колл-центрах, которые переводят вас к нужному человеку по голосовому запросу, кассы с компьютерным зрением — все это уже есть и используется.

На вопрос отвечает робот

Назад к списку публикаций